Краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг: в чем разница и как они работают в России
Краудфандинг — это коллективное финансирование проекта, производства товара или услуги. Слово crowdfunding в переводе с английского дословно означает «народное финансирование». Краудфандинг можно разделить на два вида: краудлендинг (коллективные займы для финансирования проекта) и краудинвестинг (коллективное инвестирование компании через покупку ее ценных бумаг).
В России краудфандинг фактически существует с середины 2000-х, однако законодательно данная сфера регулируется с 1 января 2020 года. При этом само понятие «краудфандинг» в законодательстве не используется. Закон регулирует отношения, которые возникают при финансировании инвестиционных проектов широким кругом инвесторов с использованием информационных технологий. Закон также регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав (создаваемые и оборачиваемые в информационной системе права требования передачи вещи или интеллектуальных прав, права требования выполнения работ или оказания услуг — прим. ред.).
Коллективное финансирование возможно только через специализированную инвестиционную платформу, которая должна находиться в реестре ЦБ. Только после получения статуса оператора инвестиционной платформы (ОИП) площадка может размещать заявки по сбору средств на проект через интернет. На начало ноября 2022 года в реестр ОИП включено 63 организации.
Важно! Физическое лицо суммарно за календарный год может инвестировать не более 600 тыс. рублей через инвестиционные платформы.
В конце июня 2022 года Банк России впервые проанализировал рынок краудфандинга. В начале 2022 года объем рынка краудфандинга в стоимостном выражении сократился на 2,4 млрд рублей, на 42% по сравнению с IV кварталом 2021 года. При этом по итогам 2021 года объем привлеченных денежных средств с помощью краудфандинга вырос на 97% по сравнению с итогами 2020 года: с 7 млрд до 13,8 млрд рублей.
Что такое краудфандинг: как работает и зачем он нужен
Краудфандинг — это механизм коллективного финансирования проекта, товара или услуги, при котором деньги поступают от конечных потребителей. Он популярен в благотворительной и творческой среде. Тот, кто вкладывает деньги (бэкер) в проект, в конечном счете может получить вознаграждение, которое может быть как материальным (одежда, изделия, книга), так и нематериальным (запись песни, доступ к мастер-классу). В этом принципиальное отличие краудфандинга от пожертвования.
Для сбора средств с помощью краудфандинга автор проекта (фаундер) четко определяет необходимую сумму, цель и срок реализации. Сбор средств заканчивается, когда истекает установленный фаундером срок. Если необходимая сумма собрана, но срок не окончен, люди могут продолжать финансировать проект. Если же сумма не собрана, а срок сбора подошел к концу, то в большинстве случаев площадка не перечислит никаких средств автору проекта.
Коммуникация происходит через инвестиционную платформу — сайт-посредник, на котором встречаются бэкеры и фаундеры.
Традиционно выделяется три вида краудфандинга в зависимости от типа вознаграждения бэкера:
Reward crowdfunding — бэкеры финансируют проект за бонусы. Это может быть публичное упоминание имени или бесплатная поставка будущей продукции.
Debt crowdfunding — бэкеры финансируют проект за возврат денег с процентами, чаще всего за процент от продаж. Применяется в основном среди стартапов.
Equity crowdfunding — бэкеры финансируют проект за долю в нем.
Банк России использует другую классификацию видов краудфандинга:
p2p-кредитование, где и фаундер, и бэкеры — физические лица;
p2b-кредитование, где юридическое лицо привлекает средства физических лиц;
b2b-кредитование, где и фаундер, и бэкеры — юридические лица;
rewards-краудфандинг, в котором средства привлекают за нефинансовое вознаграждение.
Краудфандинг пользуется популярностью в РФ довольно давно. Нельзя сказать, что в данный момент он переживает какой-то особый этап роста и развития, но точно пользуется популярностью у аудитории и будет продолжать это делать, говорит сооснователь и управляющий партнер инвестиционной платформы Money Friends Юрий Колесников.
Что такое краудлендинг: как работает и зачем нужен
Краудлендинг — это предоставление процентных займов под финансирование проектов, размещенных на инвестиционной платформе. Краудлендинг в России широко используют компании малого и среднего бизнеса для быстрого и кратковременного пополнения оборотных средств.
В 2021 году объем привлеченных средств с помощью краудлендинга в России составил 9 млрд рублей, в I квартале 2022 года — 2,3 млрд рублей.
ЦБ считает, что на рынке краудлендинга в России сформировалась олигополия. На долю трех операторов инвестиционных платформ приходится две трети всех привлеченных денежных средств, на крупнейший ОИП — 37%.
По мнению Колесникова, краудлендинг в России только начинает получать признание у пользователей — как заемщиков, так и инвесторов. «Мы видим, как стремительно растет объем рынка от года к году. В 2021 году аналитический отдел Money Friends прогнозировал к 2030 году объем выдач рынка на уровне 800 млрд — 1 трлн рублей. Мы по-прежнему придерживаемся этого прогноза», — говорит он.
Что такое краудинвестинг: как работает и зачем нужен
Краудинвестинг — это инвестирование денежных средств в компании за счет покупки их ценных бумаг, предлагаемых с помощью инвестиционной платформы. Как правило, краудинвестинг является комплементарной услугой в дополнение к основной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и организуется для закрытого круга лиц. Для привлечения инвестиций краудинвестинг используют преимущественно крупные компании.
Тем не менее в России сейчас наблюдается рост количества субъектов малого и среднего бизнеса, разместивших дополнительный выпуск ценных бумаг. За 2021 год объем привлеченных средств с помощью краудинвестинга составил 4,7 млрд рублей, в I квартале 2022 года — 1 млрд рублей. Российский рынок краудинвестинга формируется двумя-тремя ОИП (на крупнейший ОИП приходится 66%).
Краудинвестинг в России пока не прижился, и сложно сказать, изменится ли ситуация в будущем, считает Колесников. «Мы сами не видим желания частных инвесторов принимать участие в инвестициях с подобным механизмом, а также не видим инициатив от коллег, которые бы сделали краудинвестинг основным или дополнительным продуктом на своей платформе», — говорит он.
Краудфинансирование в России: состояние рынка и перспективы
Согласно данным ЦБ, активными инвесторами — физическими лицами в основном являются мужчины (для краудлендинга — 80%, для краудинвестинга — 82,77% от количества инвесторов — физических лиц) в возрасте около 40 лет (для краудлендинга — 39 лет, для краудинвестинга — 42 года). Квалифицированные инвесторы составляют 6,7% в общей доле зарегистрированных инвесторов.
По мнению Центробанка, более чем двукратный прирост активных инвесторов за 2021 год говорит о привлекательности данного способа инвестирования в качестве альтернативного финансового инструмента.
Важно! Реальная прибыль инвестора через крауд-платформы по итогам 2021 года составила 15%.
В основном через краудлендинговые площадки финансируют девелопмент, продажу и покупку жилой и коммерческой недвижимости, а также оптовую и розничную торговлю. Через краудинвестинговые платформы собирают средства на грузоперевозки и производство товаров.
По мнению сооснователя и управляющего партнера инвестиционной платформы Money Friends Юрия Колесникова, краудфинансирование — это привлекательный инструмент для сбора средств. «Однако пока есть проблема того, что пользователи боятся пробовать новое, поэтому относятся к инструменту с некоторым недоверием», — поясняет он. Но все, кто пробует получить займ через крауд-платформы, обязательно оценивают удобство и скорость его получения, добавляет он.
Значительный рост доверия со стороны инвесторов произошел в феврале 2022 года, когда на рынках ценных бумаг начался шторм, а на рынке краудфинансирования остался полный штиль, говорит Колесников. «Это связано с тем, что мы работаем только с компаниями из РФ, и в данный момент это один из главных маркеров стабильности, а значит и доверия к нашему продукту со стороны инвесторов», — поясняет он.
Рынок краудфинансирования в России развивается и масштабируется. «Кто-то из наших коллег предлагает новые продукты для инвесторов. Например, мы совсем недавно запустили кредитование под залог ТС, чтобы дать возможность получать средства более молодым компаниям, которые только начинают развиваться, но при этом продукт учитывает и интересы инвесторов», — говорит Колесников.
«Потенциал рынка огромный, но сейчас первостепенная цель — это популяризировать его. Доверие заемщиков завоевать проще, но сложнее объяснить им, что такое краудинвестирование», — заключает он.